Финикова Юлия Борисовна

 

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры германо-романских языков и методики их преподавания.

 
 

Образование:

  • Окончила КГПИ, факультет иностранных языков по специальности «Филология» (квалификация – учитель французского и английского языков). 2008 – 2012 гг. – аспирантура при кафедре педагогики МГОСГИ.
  • Тема кандидатской диссертации: «Формирование профессиональной компетентности будущего учителя средствами межкультурной коммуникации».
 

Сфера научных интересов:
французский язык, заимствованная лексика в современном французском языке, газетный дискурс французской прессы, мультилингвизм и дисглоссия, стилистические особенности художественного текста, современные методы обучения иностранным языкам, профессиональная компетентность учителя, коммуникация, межкультурная коммуникация, кросскультурная коммуникация, диалог культур, средства межкультурной коммуникации.

 

Достижения и поощрения:

  • Почетная грамота за достижения в научной сфере, инициативность, энтузиазм и творческое отношение к работе (24.04.2014 г.)
  • Почетная грамота Руководителя администрации Коломенского муниципального района (01.12.2014 г.)
  • Благодарность Администрации МБОУ ДОД ЦДТ «Колычево» за помощь в организации и проведении встречи с представителями Франции и Швейцарии в 2014-2015 уч. году (2015 г.)
  • Почётная грамота министерства образования Московской области (07.07.2015 г.)
  • Почетная грамота МГОСГИ за высокие показатели эффективности факультета по трудоустройству выпускников, за целеустремлённость и настойчивость (02.09.2015 г.)

Участие в конференциях, семинарах:
Регулярно принимает участие в научных конференциях, организуемых на базе МГОСГИ, НОУ ВПО «Гуманитарно-социальный институт» (г. Люберцы), ГОУ ВПО «РГУ имени С.А. Есенина» (г. Рязань), МГОУ (г. Москва), РУДН (г. Москва); в семинарах и мастер-классах, организуемых Посольством Франции в России, в ежегодном Педагогическом марафоне учебных предметов. День учителя французского языка (учредители – Департамент образования г. Москвы, Издательский дом «Первое сентября», Московский институт открытого образования).

 

Среди наиболее значимых:

  • 18. 12. 2008 г. – Межвузовская научная конференция «Особенности социокультурных взаимодействий в российском обществе» НОУ «ГСИ» (г. Люберцы);
  • 2-3. 02. 2009 г. – Научная конференция, посвященная 90-летию со дня рождения академика РАО З.И. Равкина «Развитие основных направлений в педагогике XX в.» РАО. Институт теории и истории педагогики (г. Москва);
  • 12-13. 03. 2009 г. – Международная научно-методическая конференция, посвященная 160-летию со дня рождения И.П. Павлова «Интеграционные подходы к организации краеведческой работы в системе образования», РГУ им. С.А. Есенина (г. Рязань);
  • 21-23. 10. 2009 г. – Международная научно-методическая конференция «Формирование личности педагога-профессионала в условиях многоуровневого образования» ГОУ ВПО «РГУ им. С.А. Есенина» (г. Рязань);
  • 23-25. 03. 2010 г. – Международная конференция «Профессионально ориентированное обучение иностранному языку и переводу в вузе» РУДН (г. Москва);
  • 15-16. 10. 2010 г. – ІІІ Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы современного образования в вузе. Вопросы теории языка и методики обучения» (ф-т иностранных языков МГОСГИ);
  • 28-29.10.2010 г. – Российская научно-практическая конференция «Приоритеты и перспективы развития современного школьного и вузовского образования» ГОУ ВПО «РГУ им. С.А. Есенина» (г. Рязань);
  • 10-12.02 2011 г. – Международный методический семинар «Информационно-коммуникационные технологии и методика преподавания французского языка», организованный Посольством Франции в России (ВГСПУ, г. Волгоград);
  • 16.03.2012 г. – методический семинар Е.Н. Солововой «Компетенции современного учителя иностранного языка» (г. Коломна, ГАОУ ВПО «МГОСГИ»);
  • 23.03.2012 г. – методический семинар для преподавателей французского языка (Посольство Франции, г. Москва);
  • 19-20.10.2012 г. – IV международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы современного образования в вузе. Вопросы теории языка и методики обучения», факультет иностранных языков МГОСГИ (г. Коломна).
  • 25.04.2013 г. – Межвузовская научная конференция «Социальная картина мира в общественных науках» в НОУ ВПО «ГСИ» (г. Люберцы).
  • 20-21.02.2015 г. – V Международная конференция «Актуальные проблемы современного языкового образования в вузе: вопросы теории языка и методики обучения (МГОСГИ).
  • 14.04.2015 г. – Педагогический марафон учебных предметов. День учителя ФЯ (МПГУ).
  • 20-21.03.2015 г. – Всероссийская научно-практическая конференция Башкатовские чтения «Психология притеснения и деструктивного поведения, профилактика ксенофобии, экстримизма и национализма в детско-подростковой среде» (МГОСГИ).
  • 23.04.2015 г. – Семинар «Реализация требований ФГОС в УМК издательства «Просвещение» по ФЯ» (МГОСГИ).
  • 4-16.05.2015 г. – VII Международная междисциплинарная научная конференция «Понимание в коммуникации» (МГОСГИ).
  • 23.10.2015 г. – районный семинар «Создание позитивных взаимоотношений как форма социализации и профессионального роста молодого учителя» на базе МБОУ СОШ №1 г. Озёры.
 

Повышение квалификации и стажировки:

  • 2007 г. – курсы повышения квалификации по проблеме «Теория и практика дополнительного образования» (Академия повышения квалификации и ППРО (г. Москва)).
  • 2009 – 2013 гг. – курсы по подготовке экспертов ЕГЭ при ГБОУ ВПО «Академия социального управления» (Академия постпрофессионального образования), г. Москва. Эксперт ЕГЭ по французскому языку.
  • Апрель 2011г. – стажировка на базе Педагогического университета г. Кан (Франция, Нижняя Нормандия).
  • 2014-2015 уч. г. – прошла курсы по подготовке экспертов ЕГЭ при ГБОУ ВПО «Академия социального управления» (Академия постпрофессионального образования, г. Москва), получено удостоверение эксперта ЕГЭ. Участвовала в проверке ЭГЕ по французскому языку по Московской области.
 

Читаемые и проводимые учебные курсы на факультете иностранных языков (2013-2014 учебный год):

  • Практика устной и письменной речи (французский язык), 4 курс
  • Методика преподавания иностранных языков (2, 3 курсы)
  • ДВС «Основы современной лексикографии (французский язык)» (2 курс)
  • ДВС «Язык французской прессы» (3 курс)
  • ДВС «Формирование коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку» (3 курс)
  • ДВС «Межкультурная коммуникация как средство формирования профессиональной компетентности будущего учителя» (4 курс)
  • Стилистика французского языка, 3 курс
  • Лексикология французского языка, 3 курс
  • Иностранный язык (французский), 3 курс
  • Факультатив: Культура иноязычного общения, 3 и 4 курсы
 

Публикации, всего 54, ниже наиболее значимые:

  • Финикова Ю.Б. Генезис межкультурной коммуникации как социокультурного феномена / Ю.Б. Финикова [Текст] // Российский научный журнал. – М., 2009. – №3 (10). – 258 с. – С.211-219.
  • Финикова Ю.Б. Профессиональная компетентность будущего учителя как педагогическая проблема / Ю.Б. Финикова [Текст] // Российский научный журнал. – М., 2011. – №2 (21). – 312 с. – С. 222 – 228.
  • Финикова Ю.Б. Диагностика сформированности профессиональной компетентности учителя / Г.С. Вяликова, Ю.Б. Финикова [Текст] // Психолого-педагогический поиск. – Рязань, 2012. – №3. – 214 с. – С. 120-126.
  • Финикова Ю.Б. Теоретико-методологические основы межкультурной коммуникации как социокультурного феномена / Г.С. Вяликова, Ю.Б. Финикова [Текст] // Известия Российской Академии Образования. – М., 2012. – №3 (23). – 127 с. – С. 82-98.
  • Финикова Ю.Б. Организация диалога культур как социально-педагогическая проблема / Ю.Б. Финикова [Текст] // Образовательный процесс: опыт, поиск и перспектива: сборник научных трудов / Под ред. проф. Л.П. Крившенко. – М.: МГОУ, 2008. – 109 с. – С. 84-87.
  • Финикова Ю.Б. К проблеме профессиональной подготовки учителей во Франции (в контексте идей А.С. Макаренко) / Ю.Б. Финикова [Текст] // Воспитательная педагогика А.С. Макаренко: постижение перспективы практического действия. Материалы научно-практической конференции. – Егорьевск: ЕФ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008. – 141 с. – С. 85-89.
  • Финикова Ю.Б. Билингвальное движение как социокультурная ценность / Ю.Б. Финикова [Текст] // Формирование духовности, достоинства и гражданственности личности в истории, теории и практике образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции (IV Равкинские чтения). – Йошкар-Ола: МарГУ, 2009. – 312 с. – С. 288-291.
  • Финикова Ю.Б. Краеведение как дидактическое средство обучения межкультурной коммуникации / Ю.Б. Финикова [Текст] // Интеграционные подходы к организации краеведческой работы в образовательных учреждениях: материалы Межвузовской научно-методической конференции, посвящённой 160-летию со дня рождения И.П. Павлова. – Рязань: РГУ им. С.А. Есенина, 2009. – 308 с. – С. 265-269.
  • Финикова Ю.Б. Школа диалога культур / Ю.Б. Финикова [Текст] // Развитие основных направлений педагогической науки XX в.: материалы Межвузовской научно-методической конференции, посвящённой 90-летию со дня рождения З.И. Равкина. – М.: ИТИП РАО, 2009. – 195 с. – С. 66-70.
  • Финикова Ю.Б. Межкультурная коммуникация в системе наук о человеке / Ю.Б. Финикова [Текст] // Социальная реальность и идеи. Материалы межвузовской научной конференции. – Люберцы: НОУ «Гуманитарно-социальный институт», 2009. – 374 с. – С.181-185.
  • Финикова Ю.Б. Роль межпредметных связей в развитии навыков межкультурной коммуникации у студентов педагогических вузов / Ю.Б. Финикова [Текст] // Инновации в образовании: сущность, содержание, технологии. Сборник научных трудов / под ред. Л.П. Крившенко. – М.: МГОУ, 2009. – 86 с. – С. 63-68.
  • Финикова Ю.Б. Дистанционное образование как важный компонент развития профессиональной компетентности преподавателя иностранных языков / Ю.Б. Финикова [Текст] // Профессионально ориентированное обучение иностранному языку и переводу в вузе. – Материалы Международной конференции. – М.: РУДН, 2010. – 624 с. – С. 547-550.
  • Финикова Ю.Б. Содержание и структура компетентностного подхода к образованию / Ю.Б. Финикова [Текст] // Компетентностный подход: сущность и пути реализации в практике образования: сб. татей / под ред. д.п.н., профессора С.А. Ермолаевой. – Коломна: МГОСГИ, 2011. – 143 с. – С. 30-34.
  • Финикова Ю.Б. Гуманистическая направленность межкультурной коммуникации / Ю.Б. Финикова [Текст] // Современные концепции гуманизации учебного процесса и вальдорфская педагогика : Сборник трудов конференции, посвященной 20-летию основания вальдорфской Свободной школы г. Жуковский (Россия). – М.: Спутник+, 2012. – 298 с. – С. 197-201.
  • Финикова Ю.Б. Специфика вербальных средств межкультурной коммуникации в процессе формирования профессиональной компетентности будущего учителя / Ю.Б. Финикова [Текст] // Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития: сборник трудов и материалов Международной научно-практической конференции. – Тамбов: ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2013. – 163 с. – С. 144-146.
  • Финикова Ю.Б. Характеристика исходного уровня профессиональной компетентности учителя и способы ее формирования средствами межкультурной коммуникации / Ю.Б. Финикова [Текст] // Известия РАО. – М., 2014. – №1 (29). – 130 с. – С. 96-105.
  • Финикова Ю.Б. Программно-технологическое обеспечение процесса формирования профессиональной компетентности будущего учителя средствами межкультурной коммуникации / Ю.Б. Финикова [Текст] // Известия РАО. – М., 2014. – №3 (31). – 130 с. – С. 101-111.
  • Финикова Ю.Б. Опыт формирования профессиональной компетентности будущего учителя средствами межкультурной коммуникации / Ю.Б. Финикова [Текст] // Пути и педагогические условия модернизации современного образования: материалы Международной научно-практической конференции. – Рязань: РГУ им. С.А. Есенина, 2013. – 424 с. – С. 286-290.
  • Финикова Ю.Б. Роль межкультурной коммуникации в условиях глобализации экономических, политических и культурных контактов / Ю.Б. Финикова [Текст] // Социальная картина мира в общественных науках: Материалы всероссийской научной конференции. – Люберцы: НОУ ВПО «ГСИ», 2013. – 486 с. – 140-142.
  • Финикова Ю.Б. Лингвистический анализ русской заимствованной лексики в современном ФЯ / Ю.Б. Финикова [Текст] // Актуальные проблемы лингводидактики и теории языка: сб. научных статей / по общ. ред. Мигдаль И.Ю. – Коломна, МГОСГИ, 2014. – 109 с. – С. 97-100.
  • Финикова Ю.Б. Диалог как средство межкультурного взаимодействия субъектов образовательного процесса / Ю.Б. Финикова [Текст] // Сборник статей международной научно-практической конференции, посвящённой 90-летию со дня рождения академика РАО З.И. Васильевой: Ценности и смысл современного образования (09.10.14). – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – С.344-349.
  • Саламатина И.И., Финикова Ю.Б. Формирование гражданской идентичности подростков через системное освоение национальной и иноязычной культур на уроке иностранного языка / И.И. Саламатина, Ю.Б. Финикова [Текст] // Материалы V Международной конференции «Актуальные проблемы современного языкового образования в вузе: вопросы теории языка и методики обучения. – Коломна: МГОСГИ, 2015. – 146 с. – С.46-48.
  • Вяликова Г. С., Финикова Ю. Б. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя средствами межкультурной коммуникации: монография / Г.С. Вяликова, Ю.Б. Финикова [Текст]. – Коломна: Московский государственный областной социально-гуманитарный институт, 2015. – 240 с.
 

Контактный e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Присутственные часы на кафедре: понедельник – пятница с 12.00-15.00